Анализ отрасли рекрутмента в России
1. Анализ рынка рекрутинга
Рынок классического рекрутинга в России появился в начала 1990-х годов. Кадровые агентства достаточно активно развивались вплоть до кризисного периода 2008 года. Но так как отрасль была в стадии зарождения, то в период кризисного 1998 заметного падения на рынке не наблюдалось.
Однако, спустя 10 лет, в 2009 году цены на рекрутинговые услуги значительно снизились. Например, агентства, которые до кризиса запрашивали за свои услуги не менее 25-30% в период кризиса готовы были выполнять заказы и за 10% гонорара.
Но уже к лету 2010 спрос на поиск персонала в Московском регионе немного отрос и вышел на уровень начала осени 2008 года.
Последние тенденции развития отрасли показывают, что становится популярным использование интернет ресурсов, социальных сетей, менеджерами по подбору персонала создаются личные и корпоративные блоги. Все активнее развиваются онлайн-методы проведения интервью, например при помощи «Skype», или вовсе при помощи создания своих собственных программ, позволяющих проводить дистанционное собеседование через интернет. Становятся популярными видео-резюме.
Опрос наиболее активных работодателей в Москве показал следующую активность в отношении способов поиска персонала (2010 год).
Так, Ярмарки вакансий уходят в прошлое ими пользуются всего 17% опрошенных компаний.
Более половины компаний размещают свои вакансии на работных сайтах (суперджоб, хедхантер и др) – 58% опрошенных
Все большее количество работодателей используют внутренние ресурсы и осуществляют поиск по рекомендациям своих сотрудников – 68% компаний
Вместе с тем, довольно большой процент опрошенных пользуются услугами агентств по подбору персонала – 72%
Но практически все компании продолжают искать самостоятельно работников – 85%
Кроме того, 45% опрошенных заявили, что у них возросли требования к кандидатам, а у 55% требования не изменились.
Наиболее востребованными сегодня являются следующие виды услуг на рынке рекрутмента:
Простой рекрутинг (поиск персонала на обычные вакансии).
Экзекьютив сёч – это целенаправленный поиск специалистов высшего звена.
Аутстафиинг – это вывод сотрудников компании за штат, оформление этих сотрудников в штат компании-подрядчика, часто это кадровые агентства, но работать он продолжает на прежнем месте.
Лизинг персонала – использование услуг персонала сторонней компании для выполнения бизнес-процессов компании на определенный промежуток времени.
Аутсорсинг – передача внешнему подрядчику выполнение определенных бизнес-процессов.
Аутплейсмент – цивилизованное увольнение сотрудников.
Вернуться в предыдущий раздел: Стратегия развития кадрового агентства
Читать дальше раздел: 1.1. Емкость рынка рекрутмента