Стратегия
Принято считать, что у каждой крупной организации должны быть: стратегия, миссия, план развития, как минимум на 3 года. Это воспринимается как должное – они ведь большие им необходимо. Но когда речь заходит о стратегических целях в малом и среднем бизнесе, довольно часто в ответ звучат возражения: «Нужно дело делать, а не размышлять о стратегиях, бизнес не ждет, некогда, да и не нужно».
На днях я наблюдала со стороны за работой моего коллеги — бизнес-консультанта. Это были переговоры с владельцем среднего уровня бизнеса, который пережил кризис, но вернуться на докризисные обороты не получается, стагнация, бизнес не идет.
Запрос, который первоначально поступил от владельца, звучал приблизительно так: «Проблема в сбыте, постройте мне отдел продаж и все наладится». Однако в процессе разговора, консультант постепенно шаг за шагом проясняя детали понял, что бизнес был успешным пока рос рынок, компания плыла по течению – рынок рос и они росли. Но, кода ситуация изменилась, никто к такому повороту «реки» не был готов, «пороги» преодолевать не умел и учиться особо не хотел.
Выяснилось, что кроме цели – получить прибыль, никаких других формализованных целей на ближайшие 3-5 лет нет. Возможно в голове у собственника они и есть, но прописанных, донесенных до коллектива нет.
«Даже если у вас нет документа под названием «Стратегия» — это не означает, что у вас нет стратегии. Она конечно есть, только не она не формализована. Такие стратегии называют стихийными и они тоже работают, правда не всегда успешно».
Ольга Никифорова
Консультант вынес диагноз, на мой взгляд абсолютно верный: «Вам требуется стратегическая сессия». На что собственник удивленно ответил: «Это еще зачем? Вот сосед провел такую сессию и бизнеса нет, вы и со мной такое хотите проделать? Нет, мне нужно выстроить отдел продаж, дрессировка нужна менеджерам и сразу все заработает».
Завязалась дискуссия, нужно отдать должное консультанту, он твердо стоял на своей позиции и не согласился выстраивать отдел продаж, потому что причина не в продажах, а гораздо глубже.
Вот и возникает вопрос: Нужна ли стратегия малому и среднему бизнесу? Чтобы грамотно ее сформировать нужно немало усилий приложить и наверное многим собственникам покажется, что это все теория, а вот на практике…
На деле стратегическим планированием, в основном, занимаются крупные корпорации, у них мы можем видеть план на 5-10 лет вперед. А нужен ли такой план малому бизнесу?….
Мое мнение — стратегический план нужен, возможно в усеченном формате и это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Стратегическое планирование позволяет посмотреть на бизнес сверху, оторваться от рутины ежедневных дел и ощутить бизнес целиком, а не фрагментами, «Лицом к лицу лица не разглядеть. Большое видится на расстоянии».