Как посмотреть за горизонт или с чего начинается стратегия?
С чего начать разработку стратегии? Для новичков в бизнесе конечно начинать нужно с выбора самого бизнеса, определиться с каким продуктом и на какой рынок выходить. (Об этом в следующий раз)
Для существующего бизнеса, этот этап уже пройден и нужно простроить свою стратегию дальше. Возникает тот же вопрос: С чего начать?
Любой бизнес имеет некое окружение, в котором он работает. И это окружение безусловно оказывает влияние на бизнес. Политика государства, экономика государства, экология, развитие технологий, само общество – все это оказывает влияние на бизнес.
Для примера, присмотритесь как меняются технологии: еще 5 лет назад собственные интернет-сайты имели в основном крупные предприятия, а сегодня один из первых вопросов на встречах партнеров, клиентов: «Продиктуйте адрес сайта». Правильно сконструированные сайты дают существенную долю продаж в бизнесе. Банк «Тинькофф», например, не имеет многочисленных банковских офисов, а организовывает свою работу через интернет, агентов и call-центр. Это значит, что у них минимизированы фиксированные затраты и это их стратегия (стратегия экономии на затратах) и их конкурентное преимущество.
Другой пример: наблюдается тенденция старения населения, при низкой рождаемости, увеличивается общая продолжительность жизни. Это говорит о том, что в будущем доля пожилых потребителей товаров и услуг будут увеличиваться, а следовательно спрос на все что связано с увеличением продолжительности жизни, общим оздоровлением организма будет набирать обороты.
Однако не стоит забывать про экономические факторы, пенсия у пенсионеров не велика и навряд ли что то изменится в ближайшие 5-7 лет. Поэтому, если вы работаете в этом сегменте стоит подумать о ценовой категории товаров и услуг и их целевом сегменте потребителей.
«В любые времена, даже в самые сложные можно найти растущие ниши и развивающиеся тренды. Главное, проведите исследование и разработайте стратегию».
Ольга Никифорова
Итак, шаг №1 в определении стратегии развития
Для этого ответьте на вопросы:
- В какой отрасли находится Ваш бизнес? Если можно сузить его границы и выделить ваш целевой сегмент, сделайте это.
- Что о Вашей отрасли пишут эксперты? Какие прогнозы дают аналитики? (эту информацию можно найти бесплатно в интернет источниках или заказать исследования специалистам, приобрести готовые исследования, например на сайте rbk.ru.
- Как влияет законодательство на вашу отрасль?
- Как влияет развитие технологий на вашу отрасль?
- Как влияют политические факторы на вашу отрасль?
- Какое влияние оказывают экономические факторы?
- Какое влияние оказывают социальные факторы?
- Какие вы видите положительные влияния, которые будут способствовать развитию отрасли?
- Какие факторы будут тормозить развитие отрасли и как сильно?
Если в результате преимуществ больше, двигаемся дальше, к шагу №2. Если отрасль депрессивна, стоит задуматься нужно ли идти дальше, и это отдельный разговор.