Функции отдела продаж


Основные обязанности отдела сбыта

Когда речь заходит об обязанностях и функциях отдела продаж, то чаще всего в ответе на вопрос: “Что входит в обязанности продающего отдела?” Вы найдете общие обязанности и функции:

  • Поиск и привлечение клиентов.
  • Классификация клиентов, выявление целевой аудитории.
  • Заключение договоров с потенциальными клиентами.
  • Работа с текущей клиентской базой, увеличение оборота по базе.
  • Возврат ушедших клиентов, работа с лояльностью клиентов.

Да, это важные функции, которые необходимы отделу сбыта. Но в разных компаниях, в разных рыночных нишах обязанности отделов будут отличаться. Особенности функционала зависят от бизнес-процессов и технологии работы с клиентами.

Так, если по вашей технологии продавцы или агенты сами ищут клиентов, то в обязанности отдела продаж входит поиск клиентов, холодные звонки. 

Однако, если ваша бизнес-модель подразумевает, что вы работаете на входящем трафике и клиенты сами подают заявки или сами обращаются к вам за продуктом, то в задачи отдела продаж входит закрытие сделок по заявкам, работа с теплыми клиентами. А поиск клиентов – это функции маркетинга или отдела по поиску клиентов.

Функции отдела продаж полностью зависят от бизнес-процесса продажи. Но не всегда функционал отдела в точности повторяет описанный бизнес-процесс.

Ниже представлен пример. Но сначала, давайте разберемся что такое бизнес-процесс продажи или сбыта.

Бизнес-процесс продажи (сбыта) – это цепочка шагов, которая приводит компанию к заключению договора и получению денег от клиента. Оптимальное количество шагов в нем – от трех до двенадцати. 

Чаще всего бизнес-процесс начинается с этапа поиска клиента. А заканчивается этапом послепродажного обслуживания и получения обратной связи от клиента. Хотя здесь тоже могут быть различные варианты. 

Например, в общественном транспорте вас никто не спрашивает после каждой поездки: “Ну как, вам понравилась поездка в нашей маршрутке?” Именно таким мог бы быть этап получения обратной связи от клиента. 

Последний этап бизнес-процесса оказания услуги перевозки пассажиров в маршрутке будет таким: “Высадка пассажира на остановке, к которой он следовал по маршруту”. 

А вот если пассажир поедет на такси, то последним этапом бизнес-процесса, в большинстве случаев, как раз и будет получение обратной связи от клиента. В конце каждой поездки клиенту прилетает сообщение: “Вам понравилась поездка? Оцените от 1 до 5”.

Бизнес-процесс продажи

В таком случае, функцию получения обратной связи от клиента нужно включить в этот бизнес-процесс. Но не факт, что ответственным за функцию получения обратной связи от пассажиров будет выполнять менеджер отдела продаж. Возможно, в компании-перевозчике есть отдел по контролю за качеством предоставляемой услуги. И тогда, завершающий шаг процесса оказания услуги осуществляет контроль качества. 

Другими словами, в бизнес-процессе этап получения обратной связи есть, но он не входит в обязанности отдела продаж. В примере – это работа менеджера по контролю. 

Контроль качества собирает все ответы клиентов, анализирует и принимает решения для улучшения сервиса. При необходимости связывается с клиентами, решает конфликтные ситуации. 

Наверняка вы уже поняли, что процесс сбыта продукта может проходить через разные отделы компании, не только через сотрудников отдела продаж. И тогда возникает вопрос: 

Так как понять, какой же функционал должен выполнять именно ваш отдел продаж?

На самом деле, решать только вам. Поможет в этом мой алгоритм из 5 шагов.

5 шагов формирования функционала ОП

Часто вижу, когда в компаниях не прописаны должностные инструкции, возникают конфликты интересов и отделы перекладывают ответственность друг на друга: “Это не мое, пусть логисты звонят клиенту”. В итоге – неразбериха, задача так и не решена. 

Чтобы предотвратить возникновение подобных ситуаций, создавайте регламенты, инструкции, а также, пропишите ключевые показатели результативности каждого отдела и каждого сотрудника. Начните с ключевого отдела, который влияет на результаты сбыта продукции компании.

ШАГ 1. Опишите бизнес-процесс продажи

Чтобы описать любой бизнес-процесс, воспользуйтесь самой простой технологией описания – SIPOC. Вы можете описать процессы самостоятельно, или воспользоваться моим коротким обучающим курсом.

В результате, у вас появится подробное описание в виде таблицы, как здесь:

И описание бизнес-процессов в виде блок-схемы. Как здесь.

Бизнес процессы

Чтобы выделить функционал продавцов, вам нужно выписать все шаги процесса сбыта и распределить их по ответственным лицам.

Например, бизнес-процесс оказания услуги по изготовлению корпусной мебели на заказ (комоды, серванты, диваны, кресла, тумбочки, кровати) может выглядеть так:

Шаг 1. Первичная встреча клиента в шоуруме, знакомство с фабрикой.

Шаг 2. Сбор информации выявление потребностей, презентация решения в виде плана расстановки мебели.

Шаг 3. Получение залога, оформление документа на выдачу образцов материалов, чтобы сопоставить с интерьером в квартире клиента (при необходимости).

Шаг 4. Получение возврата образцов и оформление договора на производство мебели, получение 50% предоплаты. 

Шаг 5. Передача заказа клиента на фабрику для производства.

Шаг 6. Изготовление заказа в установленные сроки. 

Шаг 7. Согласование с клиентом даты и времени доставки изготовленного товара.

Шаг 8. Транспортировка заказа с фабрики на склад магазина.

Шаг 9. Доставка товара клиенту, сборка и установка мебели (при необходимости) и получение второй части оплаты.

Шаг 10. Получение обратной связи от клиента.

Шаг 11. Напоминания клиенту о новинках, коммуникация в рассылках.

В этом бизнес-процессе участвуют 5 специалистов из разных отделов: 

1. Специалист отдела сбыта – первые пять этапов.

2. Производство – шестой этап.

3. Логистика – с 7 по 9 этапы.

4. Отдел контроля качества – десятый этап. 

5. Отдел маркетинга – одиннадцатый этап.

Конечно, ваш алгоритм работы с клиентом может отличаться. Например, если вы производите кухни на заказ, ваш замерщик обязательно должен снять размеры помещения. И это еще один этап работы с клиентом. 

Но предположим, что вы только начинаете развивать бизнес. Вероятней всего у вас не будет столько ресурсов, чтобы на разные участки работ назначать отдельных специалистов и выделять их в отделы. Поэтому, часто работу контроля качества передают в отдел продаж. 

Функции отдела продаж

ШАГ 2. Выделите функции ОП

Из этапов бизнес-процесса образуются функции. Согласно вышеописанному процессу, в них входит: 

1. Работа с клиентами: встреча, выявление потребностей, формирование заказа, заключение договора. Получение денег от клиента, оформление договора и квитанций. 

2. Контроль за использованием образцов материалов: выдача их клиентам, получение депозита за образцы. 

3. Коммуникация с фабрикой: передача заказа, контроль сроков выполнения заказов клиентами. 

4. Контроль получения второй половины суммы денег за изготовление заказа. 

Внутри каждого этапа есть дополнительные функции, которые должны выполнять продавцы. Например, вносить информацию в CRM систему, контролировать чистоту в шоуруме, менять экспозицию и др. 

Чтобы выписать оставшейся функционал работы отдела, составьте список и опишите, что еще вы хотели бы получать от работы продавцов. Вот перечень функций, которые наиболее часто встречаются: 

  • Поиск и привлечение новых клиентов – заключение договоров, оформление сделок.
  • Работа с текущей, активной базой – получение повторных заказов. 
  • Реанимация спящих, ушедших клиентов. 
  •  Сокращение дебиторской задолженности, возврат просроченной дебиторской задолженности. 
  • Анализ работы клиентской базы, повышение лояльности клиентов.

Выберите задачи релевантные вашим и добавьте свои функции.

ШАГ 3. Выделите функционал других отделов

Чтобы исключить ошибки и проблемные ситуации с клиентами при оформлении сделок, доставке, оказании услуг клиентам – пропишите функционал всех сотрудников, кто входит в цепочку поставок вашей продукции клиентам. 

На самом деле это не сложно, ведь у вас уже есть описанный бизнес-процесс. Ваша задача выписать те функции, которые выполняет в том числе и отдел маркетинга, склад, логистика, контроль качества, бухгалтерия. Часто именно эти отделы задействованы в работе с клиентами. Как только список функционала будет готов – переходите к следующему этапу. Создавайте регламенты.

Регламент работ

ШАГ 4. Пропишите регламенты работы отделов

Регламент – это общий документ, который описывает что именно должен делать тот или иной отдел или сразу несколько отделов выполняя конкретную задачу. 

Например, вы можете создать регламент работы в CRM системе. И по шагам описать что делает менеджер, когда заводит нового клиента или когда оформляет договор. 

Нет единого стандарта как писать регламенты. Кстати, вы можете называть это инструкциями – это не принципиально. Главное описать как поступать можно и нужно и что запрещено делать. 

Важно, чтобы в регламенте были указаны правила выполнения задачи, требования и сроки выполнения. А также, если за невыполнение требований регламента сотрудник может быть наказан, укажите это в инструкции. В том числе форму наказания и его размер, если это, например, лишение премии.

ШАГ 5. Создайте должностные инструкции

После того, как вы описали бизнес-процесс, регламенты отделов, нужно описать функциональные и должностные обязанности сотрудников. 

Возможно, они уже у вас описаны. Тогда сверьте те инструкции, которые действуют сейчас среди сотрудников с тем функционалом, который вы определили в процессе описания бизнес-процессов. 

Важно прописать отдельные инструкции для менеджеров и для руководителя отдела продаж.

Пропишите все, что вы хотели-бы видеть как в выполнении задач, так и в поведении и в отношении сотрудника к работе. 

Впишите все свои требования и ожидания в инструкцию. И главное, не забудьте ознакомить всех сотрудников с бизнес-процессом, регламентами работ и с должностными инструкциями. Только в этом случае вы можете быть уверены, что люди знают и понимают, что вы от них ожидаете. И если после этого кто-то не выполняет ваших требований, то стоит задуматься и выяснить причины. 

Но как только вы внедрите эти инструменты в работу и вам, и вашим сотрудникам станет намного легче и продуктивнее работать. 

Итак, в этой статье мы рассмотрели, как создать функциональные обязанности продающего отдела. 

Хотите провести аудит работы отдела продаж, описать бизнес-процессы, разработать регламенты, записывайтесь на консультацию.

Добавить комментарий