Становление системы социальной защиты населения в России

Проблемы социальной защиты населения являются наиболее значимыми в любом государстве и становятся в один ряд с экономическими, политическими, экологическими и др. Россия не является исключением. Решению социально-экономических проблем в России, в текущий период времени, отводится одно из первоочередных мест. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, определены высокие стандарты благосостояния человека, приняты ориентиры на социальное благополучие и согласие.[1] Сегодня Россия ищет свой путь к социальному процветанию. Этот процесс осложняется рядом условий, присущих  историческому этапу развития государства.

Стремясь осмыслить происходящие социально-экономические изменения, многие исследователи обращаются к историческому опыту построения социальной работы в России и за рубежом. Существует несколько этапов исторического развития социально-экономической работы в России. Исследователи имеют различные точки зрения на периодизацию этого процесса. Одна из наиболее детальных классификаций представлена в работах Фирсова М.В.[2] Таким образом, можно выделить следующие периоды:

1. Архаический период. Родоплеменные и общинные виды помощи и взаимопомощи у славян до Х века.

2. Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с Х по ХIII век.

3. Период церковно-государственной помощи с ХIV по ХVII век.

4. Период государственного призрения со второй половины ХVII века по вторую половину ХIХ века.

5. Период общественного и частного призрения с конца ХIХ века до начала ХХ.

6. Период государственного обеспечения с 1917 года по 1991 год.

7. Период социальной работы с начала 1990-х годов по настоящее время.

Профессор Вигдорчик Н.А., описывая развитие социального страхования в России, определяет страхование как «организацию взаимопомощи, при которой риск известного несчастья учитывается заранее, и связанная с этим риском материальная тяжесть заранее же распределяется между всеми участниками организации».[3] Возникает вопрос, что такое риск? «Риск можно определить как предусматриваемую возможность известных отрицательных явлений. Например, каждый из нас может заболеть, умереть, его имущество может сгореть, быть украдено и т.д. Эта «предусматриваемая возможность» выражается словами: мы подвержены риску заболевания, смерти, потери имущества и пр.»[4] для обеспечения людей от того или иного риска в материальном выражении необходимо рассчитать риск математически, другими словами выразить в цифрах. Рассматривая социальное страхование, необходимо понимать значение слова «социальное». С одной стороны «социальное» понимается как общественное, массовое, противопоставляя «индивидуальному», что не совсем подходит к страхованию как экономическому явлению, так как страхование подразумевает коллективное участие в процессе защиты, страхование не может быть осуществлено одним человеком для самого себя. Вигдорчик считает что «социальный» вскрывается в словосочетании «социальный вопрос», который в свою очередь подразумевает совокупность задач, вытекающих из ненормальной структуры капиталистического общества. То есть это вопрос о преобразовании общественного строя. В этом смысле «социальное» означает все то, что затрагивает самые глубокие корни общественной жизни, ее экономический фундамент, ее классовую структуру. В этом смысле он определяет социальное страхование как «совокупность всех форм и видов страхования, которые имеют целью обеспечение широких масс населения на случай различных социальных рисков»[5]. Основной риск, которому подвержены трудящиеся массы, риск, который делает их положение неустойчивым, по мнению Вигдорчика, это риск потери заработка.[6] Страхование, распространяющееся на другие риски, не будет социальным, даже если к нему прибегают представители трудящегося класса. Для примера, если рабочий страхует свое имущество – это не будет являться социальным страхованием.

Анализ Российской социальной истории уходит своими корнями в Древнюю Русь. На Руси первые формы поддержки нищих, увечных, бедных выражались в виде благотворительности именуемой «призрением». Исторические корни социального страхования в России наблюдаются в различных организациях по призрению бедных. Другими словами в простой благотворительности. Простейшие виды благотворительности, заключавшиеся почти исключительно в кормлении нищих, применялись в самой глубокой древности. Основывались они на канонах христианства, принятого на Руси. Помощь бедным была в тот момент уделом отдельных лиц, проникнутых идеей христианской нравственности, а не включалась в круг государственных обязанностей[7]. Особую заботу проявляла церковь. При всех монастырях, имевших средства, производилось кормление нищих и убогих, для которых устраивались иногда особые помещения. В Церковном Уставе 996 г.,[8] упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных, при чем на содержание церквей, монастырей, больниц, богаделен и на прием странных-неимущих была определена «десятина», которая составляла «десятую часть от всякого суда, из торгу десятая неделя по всем городам, от всякого скота на каждый год десятая доля и от всякого хлеба на каждый год десятая доля».[9] Подобные отчисления на церковь давали и частные лица их именовали «лучшие люди земли». Отличительной чертой благотворительности этого периода была «слепая» раздача милостыни, при которой какие либо расследования о нищих, расспросы их и т.п. не только не производились, но прямо воспрещались учениями святых отцов. Помощь была разнообразна и часто соответствовала действительной нужде. Она выражалась и в постройках и в выкупе пленных и в обучении ремеслам. Такая форма общественной помощи ради собственного духовного совершенствования не преследовала целей общественного благоустройства, но она, несомненно, имела нравственно-воспистательное значение для тогдашнего общества, только что пресвященного святым христианским вероучением.[10]

Позже, с развитием гражданственности и с увеличением заботы о безопасности, благотворительность исключительно ради спасения души начинает терять свое значение. Правители государства постепенно начинают в ней видеть государственную задачу. Вопрос ставится таким образом, чтобы уйти от безразборчивой раздачи милостыни к сосредоточению нуждающихся в закрытых заведениях для призрения, а также намечаются меры общественного характера, для того чтобы сократить нищенство и злоупотребление им. «Так подготовилось впервые появление идеи общественного призрения, развившейся, под влиянием новых явлений в общественной и государственной жизни из простейших форм христианской благотворительности».[11]

Следующий важный  законопроект, в котором явно отражается идея общественного призрения как отрасль государственного управления, это собранный Иоанном Грозным Стоглавый Собор (1551г.). В нем констатируется страшное развитие нищенства и в тоже время по-прежнему  попечение бедных считается обязанностью общества, Собор признает необходимость регулировать его государственными мерами, путем царского повеления или, иначе говоря, законом. Очевидно, дело благотворительности начинает переходить в дело общественного и государственного призрения. Идея государственного призрения уже наметилась, но не вошла еще в сознание общественных и государственных деятелей.

В период правления Михаила Федоровича из рода Романовых (1613г.) одним из первых шагов к созданию в России государственного управления общественным призрением явилось поручение заниматься этим делом Патриаршему Приказу, а несколько позже специально утвержденному для этого Аптекарскому Приказу. Однако практическая реализация идеи развертывания государственной системы общественного призрения получила свое начало в период царствования Федора Алексеевича.[12] Особое значение здесь имеет Земской собор 1681 года, «побудивший правительство в следующем 1682 году подготовить особый акт, открывающий, по общему убеждению, новую эру в правительственных взглядах на общественное призрение… Этот акт намечает целую систему общественного призрения. Он во главу системы ставит устройство шпитальней и помещение в них нищих в зависимости от их нужд, после разбора их. Уже этими двумя положениями совершенно устраняется прежняя система помощи бедным: нуждающиеся помещаются в закрытые помещения, а нужды их подлежат разбору и расследованию. В прежнее время это считалось грехом…. признается необходимым принять строгие меры, возбранить хождение по улицам для выпрашивания милостыни. Других нищих нужно лечить, третьих наказывать за тунеядство….Затем попечение о нищих признается отраслью государственного управления, для выполнения которого учреждаются особые высшие и низшие должности, приглашаются специалисты врачи, учителя и др. Но вместе с тем, призрение признается и делом общества, от которого должны собираться на него пожертвования, так как одними «крестьянскими доходами», т.е. теми, которые может предоставить казна, всех нищих не прокормить».[13]

Следующий период подразумевает развитие мер общественного призрения в определенную систему, государственное участие значительно усиливается. Огромную роль в этом сыграл Император Петр Великий. Им были затронуты основные вопросы общественного призрения. Он указывал на предупреждение нищеты, считал необходимым различать нуждающихся по причинам их нужд и удовлетворять в соответствии с потребностями и пр. Таким образом, в 1700 г. он пишет о постройке по всем губерниям богаделен для старых и увеченных, кто работать не может, а также о необходимости давать кормовых денег старым и увеченным кормовщикам и их вдовам до их смерти и их детям до определенного возраста в половину прежнего оклада кормовщика. Но молодым и здоровым кормовых денег не давать.[14] Петр не позволял злоупотреблять призрением и считал, что здоровые должны работать. Далее в 1706 был основан первый приют для незаконнорожденных детей. Помимо этого Петр особое внимание уделял военным чиновникам. Он издал ряд распоряжений по их содержанию в 1716, 1722, 1724 и др. В отношении нищих, способных трудиться Петр 1 постоянно призывает, что их нужно привлечь к работе, а больных и увечных помещать в богадельни. В целом, распоряжениями Петра Великого, определяются категории нуждающихся, и намечается полная система мер по  призрению. Но так как в этот период времени особенно было развито профессиональное нищенство, предпринимаемые меры в большей степени сводились к наказаниям, «нещадное» битье, высылка, ссылка. Основные изменения, введенные Петром 1 за период его правления, заключались в том, что он систематизировал по видам, категориям общественное призрение, боролся с профессиональным нищенствованием, был противником безразборной милостыни. Принимал на себя и на государство законодательное упорядочивание призрения.[15]

Непосредственно после смерти Петра наступило законодательное затишье. Следующая крупнейшая организационная мера была предпринята Екатериной II, заключающаяся в создании специальных заведений «Приказов общественного призрения», открытых в 40 губерниях в 1775 году. Это был приказ о создании закрытых учреждений по категориям нуждающихся. Им был присвоен статус единственных учреждений выдающих призрение на местах. Но эта мера не была эффективной. Учреждения были оторваны от действительности и были малодоступны для нуждающихся. В результате выстроенная система призрения не  привела к ожидаемым результатам. Основные причины кроются в том, что произошло смещение в сторону государственной деятельности по презрению и ослаблению общественной. Но государство самостоятельно не было готово удовлетворить все потребности нуждающихся. Кроме того, государство не располагало также необходимыми деятелями. Так как по указу Петра I всех нуждающихся нужно было «разобрать», это требовало огромных ресурсов как финансовых, так и профессиональных. В результате система призрения суживалась и потеряла свое практическое предназначение.[16] Вместе с тем в этот период в России была создана целая сеть учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Среди них были Училище для благородных девиц и девиц мещанского звания, Воспитательные дома для подкидышей и незаконнорожденных детей, шляхетские кадетские корпуса, Коммерческие училища для купецких мальчиков и другие. В них детей должны были не только обучать грамоте, но и основательно готовить к самостоятельной жизни, используя трудовое обучение. С этой целью при  воспитательных учреждениях открывали мануфактуры, фабрики, мастерские, где воспитанники получали профессии и зарабатывали средства, часть которых шла на выплату пособий выпускникам.[17]

Следующий период характеризуется сильным государственным влиянием на систему общественного призрения, а также привлечением к участию в ней организованных общественных сил. Император Александр I  учредил в 1802 году министерства. К обязанностям министерства внутренних дел он отнес попечение о повсеместном благосостоянии народа, о спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи, все части государственной промышленности, кроме горной. Построение и содержание всех публичных зданий в государстве, предотвращение недостатка в жизненных припасах и необходимых надобностях общежития.[18] Поэтому дела связанные с организацией призрения относились к этому министерству. При Александре I  было создано девять новых приказов и восстановлено 2 упраздненных Петром I. Особого внимания заслуживает организация в 1802 году несколькими частными лицами «филантропического общества», получившего в 1816 году строгую организацию под именем «Императорского Человеколюбивого Общества». Его цель заключалась в доставлении бедным людям пособий всякого рода. Источниками средств общества являлись, в том числе пожертвования на устройство какого-либо заведения. Обществом было учреждено много заведений для нуждающихся. После чего начали образовываться и другие общества благотворительной направленности. Кроме того, в этот период стали создаваться общества взаимного вспоможения или самопомощи. Первоначально им было присвоено звание кассы. Так, были учреждены кассы:

1) на содержание вдов и сирот пасторов Саратовских протестантских колоний (1806г.);

2) убогая и училищная в Дерите (1813);

3) вдовья и сиротская касса С.-Петербургских биржевых маклеров (1822).

Таким образом, возникла первая частичная организованная благотворительная помощь. Вместе с ней оканчивается исключительное господство закрытых заведений, как формы помощи».[19] В этот же период времени был организован особый комитет «о раненых». Этот комитет должен был оказывать помощь инвалидам, получившим увечья  и ушибы, как в военное, так и в мирное время при исполнении служебных обязанностей. Иными словами, выдвигается идея государственной поддержки лиц, посвятивших свою жизнь и здоровье служению государству. В уставе о пенсиях государство с еще большей решимостью возлагает на себя обязанность обеспечивать этих лиц. Но дальнейшего развития этот устав не получил в тот период времени.

Можно сказать, что Александр I дал новое направление  призрения от государства и обращался к помощи общества в содействии по искоренению нищенства. О чем также свидетельствует создание Комитета для «разбора и призрения нищих и изыскания способов к искоренению нищенства в 1835 году.»[20]Позже, в период царствования Императора Николая Павловича, рост идеи организованной общественной помощи бедным был задержан. В этот период возникла идея организованного общественного попечения о нуждающихся. В результате государство признало за общественными организациями не только право, но и обязанность призрения. Предоставив этим организациям свободу в избрании способов и видов помощи, государство, таким образом, утвердило систему организованного общественного попечения о бедных. Хотя, при этом, система не была разработана, не были установлены общие положения, не обозначены границы, и формы в которых должна была осуществляться поддержка. Старое законодательство так же действовало и  не соответствовало новым задачам, практическим условиям и пр. в результате возникла смесь противоречивших друг другу положений. Это законодательство оставалось без изменений в течение 26-35 лет.[21]Особенностями русского законодательства того времени по общественному призрению является его обширность (более 1700 статей) и разбросанность почти по всем частям свода законов. Главное заведование делами общественного призрения принадлежало к  предметам ведомства Министерства Внутренних Дел, местный надзор за соблюдением предписанных постановлений об общественном призрении возлагалось на главных начальников губерний и областей (губернаторов и градоначальников). Заведование общественным призрением в губерниях и уездах поручалось состоящим в них земским учреждениям.

«Во второй половине 19 века входила в жизнь и набирала силу практика страхования рабочих и их призрения в связи с болезнью, увечьем или старостью. Началу решения этих вопросов положили законы 1861 и 1862 гг., согласно которым пенсии за утрату трудоспособности по увечью и за многолетнюю работу из-за престарелого возраста были введены на государственных и частных предприятиях горнозаводской промышленности, для чего создавались товарищества со вспомогательными кассами».[22]

История социального страхования в России прошла те же этапы что и на западе. У нас так же была эпоха добровольного и полудобровольного страхования, затем появился закон об ответственности предпринимателей, который послужил преддверием к ведению обязательного страхования.

Вопрос о введении обязательного страхования был впервые озвучен горнопромышленниками Царства Польского в 70-х годах 19 века. Это была та часть России, где раньше всего возникли добровольные больничные кассы и получило распространение полуобязательное страхование. Предприниматели-горнопромышленники хотели уровнять шансы всех предпринимателей сделав страховое обеспечение рабочих общеобязательным, так как пока только они несли такое материальное бремя. В начале 80-х годов к движению в пользу обязательного страхования присоединилось «общество для содействия русской промышленности и торговле». В 1881 году этим обществом было сделано представление правительству об устройстве государственной кассы страхования рабочих от несчастных случаев и государственной пенсионной кассы для трудящихся. Подобные ходатайства выдвигались и другими общественными учреждениями. Но только в 1903 году 2 июня был издан первый закон об ответственности предпринимателей за несчастные случаи с рабочими, «о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горнозаводской промышленности». Это первый закон в основу которого был заложен принцип обязательного страхования. Закон распространялся только на рабочих фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности и покрывал около 2,5 миллионов лиц, 1,7%  населения. Вознаграждения потерпевшим выплачивалось в виде пособия и пенсий. Пособия выплачивались с момента наступления страхового случая до полного восстановления трудоспособности или до признания ее потери, и равнялось половине заработка. Пенсии назначались при полной утрате трудоспособности в размере 2/3 годового заработка. Кроме этого предприниматель обязан был еще предоставить медицинскую помощь или возместит расходы, связанные с лечением. [23]

В начале 90х годов 19 века  Министерство финансов выдвинуло законопроект о вознаграждении увечных. Но принят он был только спустя 10 лет. По этому закону пособия выдавались в размере половины заработка во время лечения пострадавшего, которому сверх того возмещались расходы на лечение в пределах платы, взимаемой местными больницами. Пенсия пострадавшему назначалась в тех случаях, когда трудоспособность после окончания лечения не вполне была восстановлена.[24]

В этот период времени общественная и государственная деятельность в отношении социального страхования значительно оживилась. Сильный толчок этому дала революция 1905 года. Рабочие уже ясно понимали значение социального страхования и пользовались каждым случаем, чтобы выставить требование об его введении. После революции 1905 года в правительственных кругах началась усиленная разработка различных страховых проектов. В 1908 эти проекты были внесены в Государственную Думу, где они дорабатывались 4 года. В 1912 году Россия получила первые 2 закона об обязательном страховании: закон о страховании на случай болезни и закон о страховании от несчастных случаев. [25]

Оба закона распространялись на рабочих и служащих фабрично-заводской, горной, горно-заводской, трамвайных предприятий и судоходства. Мелкие заведения с числом работников менее 20-30 человек исключались из страхования. Всего в страховании участвовало около 3 млн. человек. Бюджет больничных касс определялся из взносов застрахованных и взносов предпринимателей. При этом взносы застрахованных были в 1,5 раза выше взносов предпринимателей. И составляли от 1% до 2% от заработной платы работника и от 0,66% до 1,33% предпринимателя. Всего от 1,66% до 3,33% от заработной платы участников страхования.

Закон о страховании от несчастных случаев от 1912 года являлся продолжением закона от 1903 года.  В нем были расширены понятия несчастного случая. Страховые взносы по этому виду страхования уплачивались исключительно предпринимателями. Рабочие не несли затрат на этот вид страхования. В законе не определялся размер взносов. Сравнение нового закона с устаревшим показывает, что он продвинулся вперед, однако он не удовлетворял всех требований рабочих. В основном это касалось неполного перечня страховых рисков подлежащих обеспечению и устранении рабочих от управления страховым делом.[26] Вместе с  тем закон 1912 года внес значительные изменения в практику страхового обеспечения рабочих. Так, среднее число рабочих дней, от которых зависел размер пенсий и пособий, было увеличено с 260 до 280дней, что приближалось к среднегодовой норме времени работы промышленных предприятий (в 1905 году среднегодовое время работы предприятий составляло 287,5дня). В некоторых случаях увечья пенсия повышалась до размеров полной заработной платы. Например, при полной потери зрения, при потери обеих рук или ног.

Кроме того, закон 1912 году устанавливал для женщин-работниц 6 недельные пособия по случаю родов в размере от половины до полной заработной платы.

Новым в законе было также то, что рабочие теперь страховались и на случай болезни. При этом как и раньше забота о лечении рабочих лежала на предпринимателях, которые должны были бесплатно предоставить рабочим медицинскую помощь. Выдача пособий по болезни была распространена и до закона 1912 года, но в тот период это полностью зависело от желания предпринимателя и не носило законодательного характера. Чаще всего выплаты были мизерными по отношению к необходимому лечению.[27]

Можно сделать краткие выводы относительно этого обширного этапа развития социального обеспечения в дореволюционной России:

1. Древнейшей формой благотворительности была безразборчивая подача милостыни ради спасения души, а не во имя общественного благоустройства;

2. Следующим этапом идет внедрение государственного влияния на эту сферу общественной деятельности и наметки формирования отрасли государственного управления, требующего регламентации;

3. Затем создаются закрытые заведения в пользу призрения, при этом  безразборчивая милостыня пока не отрицается, но намечаются действия по преследованию нищенства;

4. Начинается различие нищих по их нуждам и устанавливается для них соответствующая помощь от потребности. Но частная благотворительность не прекращается и не оказывается на нее давление. Здесь же возникает мысль о том, что помощь бедным, благотворительность не только добровольное дело общества, но и их обязанность;

5. При правлении Петра великого забота о бедных становится системой общественного призрения, в которой главная роль отводится государству. Система построена на разделении нуждающихся на категории по их нуждам и назначении каждой категории соответствующего призрения.  При этом трудоспособным предоставляется работа, а профессиональным нищим наказание. Призрение в закрытых заведениях является господствующим;

6. Определяются в общих чертах обязанности по призрению общественных групп, а частная благотворительность сокращается, или даже воспрещается. Таким образом, помощь нуждающимся переходит к государству;

7. Вскоре казенных средств становится недостаточно, а деятели государственного призрения не соответствуют своему назначению, действуют формально, число их недостаточно. Поэтому общественное призрение в руках государства признается недостаточным и вновь возникает идея о вовлечении к призрению добровольных общественных сил, работающих по нравственным побуждениям;

8. Складывается идея организованного общественного попечения о нуждающихся. В период царствования Императора Александра Николаевича она находит выражение в целом ряде законодательных актов. При этом в законе она не получает системной разработки, в связи с чем в нем прослеживаются архаические  постановления прежней системы общественного призрения. Действующие законы представляют механически связанную смесь разноречивых, неудобоваримых в жизни положений, требующих пересмотра;

9. Во второй половине 19 века возникает практика добровольного страхования рабочих и  их призрения в связи с болезнью , увечьем, старостью. Поднимается вопрос об обязательном страховании  рабочих. В результате возникает форма полу обязательного страхования;

10. В начале ХХ века был принят первый закон о страховании рабочих от несчастных случаев. В основу этого закона впервые был заложен принцип обязательного страхования. Ответственность за оплату страховых случаев ложилась на предпринимателей;

11. После революции 1905 года деятельность по развитию социального страхования значительно усилилась.  С одной стороны рабочие ясно понимали значения социального страхования и выставляли свои требования в отношение этого. С другой стороны правительство активно работала над разработкой все новых и новых законопроектов о страховании. В основу этих законов был положен принцип обязательного страхования, взносы полностью уплачивались предпринимателями.

Так закончился период государственного призрения, который перерос в небольшой период общественного и частного призрения. В свою очередь период общественного и частного призрения явился переходным этапом к периоду государственного обеспечения. Период государственного обеспечения начался в России после революции 1917года.

В связи с изменением политической и социально-экономической системы в послереволюционной России, в стране произошли существенные изменения и в модели социальной помощи населению. Новая модель подразумевала принципиально новые функции социального обеспечения. Но, как известно, данная модель так же не стала идеальной и претерпевала различные изменения вплоть до настоящего периода. В текущий период времени перед государством все еще остро стоит вопрос о социальном обеспечении населения.


[1] Распоряжение правительства «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» 1662-р от 17.11. 2008года. С.8.

[2] Фирсов М.В. История социальной работы: учебное пособие для высшей школы // 3-е – М.: Академический Проект; Трикста, 2009, С.15.

[3] Вигдорчик Н.А. Социальное страхование в общедоступном изложении . Москва. Вопросы труда 1927. с. 10.

[4] Вигдорчик Н.А. Социальное страхование в общедоступном изложении . Москва. Вопросы труда 1927. с. 11.

[5] Вигдорчик Н.А. Социальное страхование в общедоступном изложении . Москва. Вопросы труда 1927. с. 14.

[6] Вигдорчик Н.А. Социальное страхование в общедоступном изложении . Москва. Вопросы труда 1927. с. 15.

[7] Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России, 1894г. С.2.

[8] История русской церкви, Макария т.1, Церковный Устав 996 г.

[9] О общественном призрении в России. – Санкт-Петербург, 1818. С.2.

[10] Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России, 1894г. С.7.

[11] Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России, 1894г. С.10.

[12] Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. Москва 1993. Издательство «СОЮЗ». С.16.

[13] Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России, 1894г. С.24.

[14] Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России, 1894г. С.30.

[15] Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России, 1894г. С.44.

[16] Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России, 1894г. С.58.

[17] Бадя Л.В. Социальная работа в России: прошлое и настоящее. Сборник статей и материалов Москва-Ставрополь 1998 с.6.

[18] Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России, 1894г. С.60.

[19] Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России, 1894г. С.73.

[20] Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России, 1894г. С.80.

[21] Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России, 1894г. С.86.

[22] Мельников В.П., Холостова Е.И., История социальной работы в России, Москва 2002, С170.

[23] Вигдорчик Н.А. Социальное страхование в общедоступном изложении . Москва. Вопросы труда 1927. с. 147.

[24] Бадя Л.В. , Денисова Е.А Социальная работа в России: прошлое и настоящее. Сборник статей и материалов Москва-Ставрополь 1998. с.22.

[25] Вигдорчик Н.А. Социальное страхование в общедоступном изложении. Москва. Вопросы труда 1927. с. С.149.

[26] Вигдорчик Н.А. Социальное страхование в общедоступном изложении. Москва. Вопросы труда 1927. с. 158.

[27] Басов Н.Ф. История социальной работы: Практикум.-М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2008.С.152.

Добавить комментарий