Генезис системы социальной защиты в развитых странах

История зарождения социальной защиты в мире уходит своими корнями далеко в прошлое. В научной литературе впервые в «Декретуме» 1100 года, составленном итальянским Епископом,  встречается руководство священникам по практике благотворительности. Позже, в ХIV веке были предприняты попытки по социальному страхованию рабочих ремесленных предприятий в ряде стран Европы. Предпосылки возникновения социального страхования заключались в том, что ремесленные цеха стали работать как самостоятельные предприятия в условиях феодального строя. Страхование касалось полной или частичной потери трудоспособности, потери заработка по причине болезни, старости, инвалидности и пр. На предприятиях создавались страховые фонды за счет единовременных, регулярных или периодических взносов самих работников предприятия.

Во Франции в 1681 году был определен порядок пенсионного обеспечения моряков, позже в 1790 году этот порядок распространился на государственных служащих, далее в течение ХIХ века на других категорий чиновников и рабочих-железнодорожников.

В других странах Европы в этот период времени также принимались законы, расширяющие сферу влияния социальной деятельности на различные слои населения. Однако, социальное страхование, как система сформировалось в большинстве стран Европы и Восточной Америке только в конце 19 начале 20 века как результат резкого усиления классовых противоречий и нарастания стачечной борьбы рабочего класса. В результате под воздействием рабочего движения правительства некоторых государств Европы стали переходить к политике социального маневрирования. Таким образом постепенно возникло социальное законодательство. В Англии в начале 19 века были приняты законы об ограничении рабочего дня детей до 13 лет 8 часами, подростков – 12 часами в день.

Франция также ограничивает время работы детей и подростков на предприятиях в 1841 году, позже в 1900 году был принят закон, который ограничивал чрезмерную эксплуатацию детей и женщин и  установил максимальную продолжительность рабочего дня – 10 часов. И только в 1919 году после длительной борьбы французам удалось добиться 8 часового рабочего дня.

В 80-е годы 19 столетия работа в области социального законодательства активизировалась в Германии. Бурное развитие экономики, рост количества рабочих на предприятиях, которые в свою очередь были совершенно не защищены, спровоцировало создание новых законов, защищающих рабочих при несчастных случаях, старости, болезни и пр. Бисмарку в период с 1815 по 1898 годы удалось в непростой ситуации в Пруссии заложить основы социальной политики, которая усиливала социальную защиту населения и которую позже стали называть «социальным маневрированием». В этот период были приняты следующие законы: о страховании на случай болезни (1884год);  о страховании от несчастных случаев (1885год); о страховании в связи со старостью и инвалидностью (1891год).[1] Вигдорчик Н.А. считает, что «Страх перед принципом обязательности долгое время заставляет законодателей европейских стран измышлять различные паллиативы, чтобы по возможности отсрочить его открытое и последовательное проведение в жизнь. Мы видим сперва целый ряд мер направленных на поощрение добровольного страхования. …. Первые попытки применения принципа обязательности носят явные следы той робости, с которой законодатель вступает на этот новый путь»[2]и с этим нельзя не согласиться. Германия явилась образцом страны, в которой активно развивалось социальное движение. В Германии того времени существовала сильная, централизованная государственная власть, способная победить сопротивление отсталых слоев буржуазии и высоко-развитое рабочее движение, способное внушать правящим классам готовность к уступкам. Пример Германии увлек за собой и другие страны Европы.

В Финляндии в 1879 году был принят указ «О призрении убогих», который в течение нескольких десятилетий являлся основным документов в этой сфере. Основную роль согласно этому документу в государстве в этой сфере играли сельская община и церковный приход. Позже эти вопросы перешли в сферу деятельности органов социального обеспечения. Затем в 1922 году вместо действующего указа был издан закон «Об устройстве бедных». Муниципалитеты должны были в соответствии с эти законом организовывать коммунальные приюты для нетрудоспособных. В целом Финляндия, уже в начале 20 века взяла курс на социальную политику государства. Главной ее целью было обеспечение гражданам страны приемлемого уровня жизни и социальной защищенности. Начало этой политики положило постановление принятое в 1899 году об охране трудящихся. В 1918 году был принят закон о восьмичасовом рабочем дне, в 1936 законы, предусматривающие социальную защиту ребенка, людей, страдающих алкоголизмом и бродяг, а в 1937 закон о ежегодном отпуске и о пенсиях.

Австрия в 1887 году ввела страхование от несчастных случаев а в 1888 страхование от болезней, после чего очень быстро в Европе стало распространяться  обязательное страхование от несчастных случаев. В 1894 его ввела Норвегия, 1895 — Франция, в 1898 — Швеция, 1900 — Испания, в 1901 — Голландия и Бельгия. Франция ввела общеобязательное страхование старости и инвалидности в 1910 году.

Таким образом, уже в конце 19 начале 20 века социальная защита и все ее составляющие — страхование, соц. обеспечение, соц. помощь, приобрела устойчивый характер в развитых странах. В странах Европы, США, Австралии, Новой Зеландии социальное законодательство расширялось и углублялось.  В Австралии  был запрещен труд детей до 14 лет., принят закон о сокращенном рабочем дне в субботу, а в воскресенье и праздничные дни — полный отдых. В Новой Зеландии раньше, чем в других странах был принят закон о пенсионном обеспечении по старости.  Ряд подобных законов были приняты и в Англии, Франции, Голландии. Однако в своем большинстве эти законы были не совершенны, так как требовали большую часть взносов от самих застрахованных.

Вся работа по совершенствованию законов о социальной деятельности была прервана Первой мировой войной. В ряде стран действие законов вообще было приостановлено. Самыми существенными законами после первой мировой войны, принятыми во многих странах стали законы о социальном страховании, в основе которых лежали аспекты социального обеспечения. Так например,  в 1935 году в США был принят закон о социальном страховании, в соответствии с которым было установлено 2 вида социального страхования – пенсионное по старости и по безработице. Затем он был  дополнен статьями о помощи бедным, инвалидам, сиротам.[3]

Деятельность различных государств в отношении социальной защиты своих граждан отличается друг от друга по ряду признаков. Применяемые модели классифицируют следующим образом:

  • Социал-демократическая модель;
  • Консервативная модель;
  • Либеральная;
  • Католическая.

Социал-демократическая модель

Основным принципом Социал-демократической модели является универсализм. Это означает, что каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, которое предоставляется государством из средств государственного бюджета. В этой связи в государстве должно постоянно поддерживаться стабильное высокоэффективное производство. Жесткий контроль со стороны государства за работодателями, работниками и уровнем договорных отношений между ними, должны быть сильные профсоюзы. Деньги на покрытие социальной сферы государство получает через налогообложение, которое достаточно высокое, дабы обеспечить высокий уровень социальной поддержки населению. Данная модель присутствует в скандинавских странах — Швеция, Норвегия, Финляндия.  Пенсионная система в этих странах имеет две составляющих – социальную пенсию, которая выплачивается каждому жителю страны из бюджета государства в момент выхода на пенсию — 65лет и вторая часть  — трудовая пенсия, которая зависит от стажа, характера деятельности, она пропорциональна объему страховых взносов. Социальная часть пенсии одинакова для всех, трудовая зависит от самого работника.  Кроме того эта система имеет механизм выплаты дотации на ребенка его родителю, при чем данные выплаты не привязаны к каким-либо дополнительным условиям, как то многодетность или неполные семьи и пр. Таким образом грамотно сформулированная политика государства смогла решить проблемы бедности, которая существовала в послевоенное время, но возникли проблемы так называемых слабых групп, к которым относятся дети до 6 лет, трудные подростки, инвалиды, безработные, алкоголики, наркоманы.

Для решения этих проблем используются следующие принципы:

1. Все люди имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности. Общество должно предоставить им возможность удовлетворения своих потребностей.

2. Социальные услуги предоставляются на добровольной основе. Однако если человек не может нести за себя ответственность они могут быть принудительными.

3. Социальная защита должна быть непрерывной и охватывать все сферы жизнедеятельности человека.

4. Социальная защита должна быть способной выравнивать социальные условия для различных групп общества, быть доступной и гибкой.

В этом смысле все должны иметь возможность получить образование, оплачиваемую работу, независимо относишься ты к категории слабых групп или нет. Государство выделяет достаточно высокий уровень затрат на обеспечение социальной защиты граждан. Эта модель изначально подразумевает наличие высоко и хорошо организованного общества, для стран со слабо развитой экономикой она не приемлема.

Консервативная модель

Основной принцип этой модели — это принципы страхования под государственным наблюдением. Данная стратегия развивается в условиях рыночной экономики страны. В данной модели именно труд индивида определяет его будущее социальное обеспечение. Для работников, занятых в прогрессирующих отраслях и имеющих достаточно высокий доход будущие выплаты могут быть высоки, однако для безработных или для лиц не имеющих постоянную работу и не имеющих страховку — это неблагоприятная модель. Так как степень налогового перераспределения невелика. Консервативная модель ведет к расслоению общества, о чем сейчас говорят многие немецкие социологи, Германия является одной из стран используемой эту модель.

Для примера в Германии в настоящее время пенсии по старости назначают в 65 лет, при наличии 35 летнего страхового стажа, Но существует и досрочная пенсия для работников тяжелых видов работ (шахтеры), кроме того можно выйти на досрочную пенсию по безработице в 60 лет, это связано с тем, что в таком возрасте практически невозможно получить работу. Так как система чистого страхования не идеальна в нее были внедрены элементы дотационных механизмов. Так, от 18 до 20% от сумм пенсионного бюджета ежегодно тратятся на финансирование службы в армии молодых людей, на  воспитание детей  и пр.  Таким образом Консервативная модель построена на принципах взаимного участия работников и работодателей, на принципе долгосрочной трудовой деятельности, чтобы иметь возможность заработать большую пенсию и стремлении со стороны государства реабилитировать работника в случае возникновения проблем со здоровьем в кратчайшие сроки, что бы не допустить его более раннего выхода на пенсию.

Либеральная модель

Либеральная модель развивается также в условиях рыночной экономики. Однако она действует по остаточному принципу, то есть люди должны быть способны существовать в обществе и без социальной поддержки. Но вместе с тем в настоящий момент государство несет хоть и ограниченную, но всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан государства. Либеральная модель сегодня сильно реформировалась, как впрочем и другие модели, с того периода как она стала формироваться. Примером использования этой модели служат Великобритания и США. Для примера система социального обеспечения США основывается на следующих принципах:

  социальное страхование, взносы по которому делают и работодатели и работники;

  государственная  социальная помощь за счет бюджетов различных уровней.

Католическая модель

В ХХ столетии Ватикан издал «папские письма» в которых были описаны принципы институциональной модели социальной защиты. Основной принцип этой модели — это принцип вспомогательности. Это означает, что ближайшая инстанция должна решать возникающие проблемы. Ближайшим и является индивидуум и если он не может помочь себе сам, он должен обратиться к семье и родственникам. В случае, если и они не могут помочь, он должен обратиться в местную общину, церковь, и соседям, если и они не в состоянии помочь, то далее идет страхование. Государственные органы являются последней инстанцией, куда обращаются граждане, уровень государственных затрат на социальные нужды населения достаточно низкий, при такой модели социальное страхование развито слабо. Социальная помощь оказывается в рамках семьи, общины, главную роль здесь играет церковь.[5]

Так выглядят основные модели социальной политики различных государств. Понятно, что со временем модели видоизменяются не является исключением и Российская модель. По мнению автора в России в прошлом веке (ХХ) в период после 1965 года и до начала 1990-х годов в большей степени прослеживались элементы социал-демократической модели. В настоящее время (ХХI век) в социальной системе Российского государства в большей степени прослеживаются элементы Консервативной модели. Вместе с тем настоящее положение системы социальной защиты населения в России требует совершенствования и находится в состоянии реформирования.


[1] Мошняга В.П. Социальное развитие и социальная работа: международный опыт курс лекций М: Социум, 2000 С.15-16

[2] Вигдорчик Н.А. Социальное страхование С-П,: Практическая медицина1912, С.8

[3] Мошняга В.П. Социальное развитие и социальная работа: международный опыт курс лекций М: Социум, 2000 С.19

[4] Сергеев М.П., Игнатьева О.А., Шигапова Д.К. Благосостояние и социальная защита населения. Теоретические аспекты. Казань, РИЦ «Школа» 2009,102-109 (всего 144)

[5] Церкасевич Л.В. современные тенденции социальной политики в странах Европейского союза СПб., 2002. С.28

Добавить комментарий