Внедрение изменений в бизнесе — подходы и этапы

Внедрение инноваций — неотъемлемая часть бизнеса и современной жизни. Рассмотрим поэтапно, как правильно планировать, проводить и управлять внедрением преобразований в организации.

Сколько бы способов ни существовало, в бизнесе используют два противоположных подхода:

Первый подход: изменения внедряются стихийным образом.

Часто картина выглядит так.

Босс съездил на тренинг (или прочитал новую книгу, пост в соцсетях, пообщался с умными людьми). Вернувшись с порога заявляет:
— Всё! Я знаю, что делать. Значит так, внедряем трехступенчатый отдел продаж.

Что конкретно нужно сделать никто не знает. Шеф привез какие-то материалы, накидал идей. Выполняйте. Без исследований, без пилотного запуска, без расчетов.

Спустя какое-то время босса посещает новая идея. И он тут же внедряет ее в жизнь:
— Так, план меняется. Давайте строить бирюзовую организацию как Герман Грефф в Сбербанке.

Все кинулись внедрять нечто, о чем никто не имеет представления. План-графика ввода нет.

Контрольных точек нет. Какой результат планируется получить — непонятно.

Через пару месяцев рождается новая идея. Но коллектив уже привык к внезапным преобразованиям, поэтому реагирует на инновации шефа слабо. Да — кивают головой, да — поддерживают на планерке. Но спустя тридцать минут хихикают в курилке: “Похоже Наш очередной тренинг посетил”.

Как правило от такого подхода мало эффекта. Процесс внедрения реформ слишком непредсказуем и хаотичен.

Второй подход: планирование и поэтапное внедрение перемен в организации.

В противоположность первому, к внедрению изменений во втором подходе в организации тщательно готовятся. Руководитель детально все планирует и отслеживает как продвигается процесс. Он предусматривает все:

  1. Проводит исследование. Пусть небольшое, но эта фаза обязательно будет присутствовать.
  2. Планирует на графике каждый шаг изменений, сроки, исполнителей.
  3. Мониторит внедрение. Сам лично сверяет отклонения от запланированных показателей.
  4. Анализирует результат и быстро меняет решения, если что-то идет не так.

Второй подход чаще приносит конкретные результаты и менее стрессовый для персонала.

Я бы еще рекомендовала любые инновации тестировать на небольшом участке работ. Чтобы довести до совершенства в маленькой части организации. И если эксперимент удался, то распространить постепенно нововведения на всю организацию.

При внедрении новых идей различают 6 этапов.

1. Любые идеи нужно продавать.

Люди должны поверить, что без преобразований работать уже нельзя, и что изменения принесут им выгоду. Поэтому, первый этап внедрения — это вовлечение персонала в обсуждение неизбежности изменений.

Найдите преимущества, которые получат люди, если поддержат эту идею.

Покажите, что произойдет, если ничего не менять.

Работайте вопросами, пусть они задумаются и сами расскажут вам, что пора менять и зачем.

2. Процессом внедрения инноваций обязательно должен кто-то управлять.

Выберите ключевое лицо, кто будет руководить и нести ответственность за весь проект.

В любом проекте должен быть ключевой менеджер, который отвечает за конечный результат. Это правило относится и к внедрению новых идей.

Выберите ключевое лицо, двигатель процесса. Этот человек, должен быть активным, гибким и быстро принимающим решения.

Не назначайте консерватора, человека, кто прежде, чем что-то сделать говорит “нет”, “это невозможно”. С кем приходится спорить, прежде, чем что-то внедрить. Он затянет вам работы надолго.

“Любые изменения, даже самые позитивные, вызывают в коллективе сопротивление. Поэтому, готовьте почву для внедрения изменений заранее”.Ольга Никифорова

3. Важно понимать: что конкретно вы пытаетесь поменять.

У вас должно быть понимание того, как выглядит текущая ситуация:

— Что вас в ней не устраивает?
— Что вы хотите получить взамен?
— Какова цель новых решений?
— Каким образом преобразования будут происходить?

Ответьте на эти вопросы. А затем разделите весь процесс изменений на маленькие шаги.

Зафиксируйте задачи в графике работ, используйте SMART подход. Обозначьте ресурсы, необходимые для выполнения работ. Удобный инструмент для создания графика — диаграмма Ганта.

4. Заранее продумайте работу с сопротивлением коллектива.

Несмотря на то, что первый шаг — “продать идею» о необходимости инноваций, все же сопротивление персонала практически неизбежно. Поэтому, определите кто в коллективе проявляет участие, является вашим сторонником, а кто сопротивляется и создает препятствия.

Попытайтесь обратить не доверяющих на свою сторону.

Если попытка не увенчалась успехом — расстаньтесь с лидером профсоюзного сопротивления. Как правило, после этого процесс пойдет быстрее.

5. Следите за ходом внедрения.

Отслеживайте каждый шаг процесса внедрения идей. Будьте гибким, если не удается получить запланированный результат по какому-то шагу, ищите новые решения. Изменения требуют пристального контроля и анализа.

Выпишите контрольные показатели, реперные точки, по которым вы будете понимать, что изменения идут в пределах нормы.

Контролируйте исполнение каждый день.

Меняйте цели, если поняли, что зашли в тупик.

6. Поддерживайте темп.

Часто изменения бурно стартуют, но спустя какое-то время процессы замедляются. Вам же нужно сохранять принятый темп. Результаты действий видны не сразу, люди устают ждать, энтузиазм падает.

Чтобы придать ускорения порой достаточно лидеру показать свою активность, настрой на победу. Соберите неформальную встречу с ключевыми фигурами. Отвлекитесь на выходные от жесткого темпа. Переключитесь на что-то, не относящееся к работе: спорт, экскурсия, кино. И новая неделя начнется с новыми силами.

Если остались вопросы — записывайтесь на бесплатную консультацию. Определим, требуется ли внедрение новых идей для вашего отдела продаж и подберем индивидуальную стратегию.

Добавить комментарий