Отправить сообщение
Заказать
Заказать обратный звонок
Заказать
Пройти обучение и построить систему самостоятельно
Заказать построение системы продаж «под ключ»
Пройти обучение и описать бизнес-процессы самостоятельно
Заказать описание бизнес-процессов «под ключ»
Заполните форму и получите программу курса
Заполните форму и получите программу форума"
Заполните форму и получите программу курса
Спасибо, ваш отзыв будет добавлен после проверки модератором.
Спасибо за вашу заявку. Я свяжусь с вами в ближайшее время
Пожалуйста, проверьте вашу почту
и подтвердите регистрацию
Вы уже подписаны на обновления. Адрес есть в нашей базе
Заполните форму и получите бесплатную консультацию

 

 

Корзина: руб. (0 товаров)

0

+7 495 9-517-517 +7 905 705-75-18

Заказать обратный звонок

Статьи

Основные этапы развития социальной защиты населения в России

19.12.2016 0 Comments 570

Проблемы социальной защиты населения являются наиболее значимыми в любом государстве и становятся в один ряд с экономическими, политическими, экологическими и др. Россия не является исключением. Решению социально-экономических проблем в России, в текущий период времени, отводится одно из первоочередных мест. Таким образом, в концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, определены высокие стандарты благосостояния человека, приняты ориентиры на социальное благополучие и согласие.[1] Сегодня Россия ищет свой путь к социальному процветанию. Этот процесс осложняется рядом условий, присущих  историческому этапу развития государства.

Стремясь осмыслить происходящие социально-экономические изменения, многие исследователи обращаются к историческому опыту построения социальной работы в России и за рубежом. Анализ Российской социальной истории уходит своими корнями в Древнюю Русь. На Руси первые формы поддержки нищих, увечных, бедных выражались в виде благотворительности именуемой «призрением».

Исследователи определяют несколько этапов исторического развития социально-экономической работы в России. Существуют различные точки зрения на периодизацию этого процесса. Одна из наиболее детальных классификаций представлена в работах Фирсова М.В.[2] Таким образом, можно выделить следующие периоды:

1. Архаический период. Родоплеменные и общинные виды помощи и взаимопомощи у славян до Х века.

2. Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с Х по ХIII век.

3. Период церковно-государственной помощи с ХIV по ХVII век.

4. Период государственного призрения со второй половины ХVII века по вторую половину ХIХ века.

5. Период общественного и частного призрения с конца ХIХ века до начала ХХ.

6. Период государственного обеспечения с 1917 года по 1991 год.

7. Период социальной работы с начала 1990-х годов по настоящее время.

Несмотря на то, что благотворительность в России уходит своими корнями в языческие времена, значительное развитие она получила после Крещения Руси (988г). Впервые в Церковном Уставе  святого князя Владимира от 996 года законодательно определяется источник доходов церкви. Устанавливается десятина с княжеских доходов на содержание церкви и в то же время выделяются категории людей, попадающих под церковную опеку. Прописываются риски, при которых  будет оказана помощь – пожар, потоп и др.[3]

В период царствования великого князя московского Ивана III (1498-1499гг.) были собраны все прежние грамоты и установления, изданы новые законы, определившие порядок выделение средств на помощь бедным. Далее в период правления Ивана IV был создан сборник  решений Стоглавого собора от 1551 года, который состоял из 100 глав. Несколько глав Стоглава были посвящены вопросам нищенства и призрения нищих.

Активное преобразование общественного призрения в систему помощи со стороны государства нуждающемуся населению происходило в период правления Петра I. Царь указывал на необходимость предупреждения нищеты, как лучший способ борьбы с ней. Один из его указов «Об определении в домовые Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых» от 1701 года определяет порядок ухода за больными, нищими и престарелыми. Деньги на содержание богаделен и кормовые лекарям, выдавались из патриаршей домовой казны.[4] Позже, Императрица Екатерина II узаконила приказы общественного призрения в связи с принятием нового административного уложения о губерниях (7 ноября 1775г.). Согласно уложению, в каждой губернии учреждалось по одному приказу общественного призрения под председательством гражданского губернатора. Государственная система социального призрения просуществовала в Р оссии до конца 1917 года.

После Октябрьской революции 1917 года коренным образом меняется подход к социальной политике. Изначально использовался классовый подход в перераспределении ресурсов, страховании и пенсионном обеспечении. Государство становится основным источником поддержки при всех возникающих рисках. Все частные благотворительные учреждения были ликвидированы, с другой стороны был принят законопроект о социальном обеспечении трудящихся в 1918 г. Были определены основные виды социального обеспечения: врачебная помощь, выдача пособий и пенсий. В 1921 году принимается декрет «О социальном обеспечении при безработице». [5] Постепенное преобразование всей системы привело к росту расходов государственных ассигнований до 45% в 1967 году. Финансирование государственного социального обеспечения осуществлялось за счет государственных, республиканских и местных бюджетов. Финансирование социального страхования осуществлялось за счет страховых взносов предприятий и дотаций государства.

Однако изменения социально-экономических условий в нашей стране в начале  90-х потребовали изменений в системе социальной защиты. Начиная с 1991 года, в России была произведена существенная модернизация системы социальной защиты населения.[6]

Итак, с древних времен наше государство в той или иной форме стремилось проявлять социальную заботу о своих гражданах. По мере эволюционирования государственного строя,  развивалась и система государственной поддержки. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение наиболее острых проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе такой путь был эффективным для практического решения задач в этой области. Однако этот подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения страны в целом. Требуется разработка и широкомасштабное внедрение активных программ социальной защиты населения направленных на повышение качества жизни и усиление мотивации трудовой деятельности с целью самостоятельного обеспечения личного благосостояния. В этих условиях актуальной задачей экономической науки является теоретическое осмысление протекающих процессов в обществе, что требует комплексного изучения их социально-экономических механизмов и институциональных особенностей позволяющих обосновать необходимость формирования и регулирования отношений в сфере социальной защиты населения.

 


 

[1] Распоряжение правительства «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» 1662-р от 17.11. 2008года. С.8.

[2] Фирсов М.В. История социальной работы: учебное пособие для высшей школы // 3-е – М.: Академический Проект; Трикста, 2009, С.15.

[3] Устав Святого Великого Князя Владимира о церковных судах и десятинах  Пг., 1915. С.12-24.

[4] Полное собрание законов Российской Империи Собр.1.Т.4. СПб., 1830. №1856. С.168.

[5] Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 2006

[6] О социальной защите населения в условиях перехода к рыночным отношениям. Постановление Верховного Совета РФ от 20 марта 1992г

 

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Система продаж
за 3 месяца

Рост от 20%

Удвоить продажи

Дистанционный видео-практикум

УПРАВЛЕНИЕ ОТДЕЛОМ ПРОДАЖ

Системный подход в управлении продажами
обеспечит рост от 20 до 200%

Смотреть курс

Как Определить продажник или нет?

Проверьте наличие таланта продавца за 15 минут

Проверить

Подписаться на новые материалы сайта


Яндекс.Метрика